Генри Лиланд и Рэнсом Олдс

Договор с Россией на строительство современного автозавода в Нижнем Новгороде, который стал бы выпускать «Форды», главе американской автомобильной компании с мировым именем пришелся как нельзя кстати. Говоря о Г. Форде, мы сразу вспоминаем о конвейере, который он внедрил первым и который теперь применяется на каждом автозаводе. Но конвейерное производство было бы невозможно без принципа унификации деталей, разработанного Генри Ли-ландом (1843-1932).

До этого каждый автомобиль строили индивидуально, и среди экземпляров даже одной модели нельзя было найти двух одинаковых.

В юности Г. Лиланд работал механиком на оружейном заводе С. Кольта, где ружья и револьверы собирались из типовых деталей и соответственно легко заменялись.

Затем Лиланд перешел на завод точного машиностроения на должность конструктора. В 1901 г. Рэнсом Олдс (1864-1950) попросил его подогнать узлы и детали своего «Олдсмобиля» и, увидев результат, заказал Лиланду несколько тысяч хорошо отлаженных ДВС. Двигатели получились тихими, работали ровно, а их мощность увеличилась в 3 раза.

Итак, первое знакомство с автомобилем произошло у Лиланда, когда ему было уже под шестьдесят.

Однако впоследствии он сделал немало для развития автомобилестроения.

Ему принадлежит честь создания двух известнейших автомобильных марок — «Кадиллак» (1902) и «Линкольн» (1920). Но вернемся к Рэнсому Олдсу.

Уже в ранние годы он не только увлекся автомобилями, но и посчитал это прибыльным делом. Свой первый паромобиль Олдс построил в 1891 г., а в 1895 г. — автомобиль с бензиновым двигателем.

После знакомства с Фордом Олдс загорелся идеей сделать массовый и простой автомобиль.

Так в 1901 г. появился двухместный «Карвед Дэш». Четырехтактный одноцилиндровый двигатель мощностью 4,5 л. с. разгонял автомобиль массой 320 кг до 35 км/ч. На автомобиле был впервые установлен спидометр. За 1901-1905 гг. было продано 5 тыс. этих дешевых автомобилей.

В 1908 г. Олдс ушел из основанной им фирмы, которая вскоре стала частью «Дженерал моторе».