У первых автомобилей колеса были оспицованными — как у колес экипажей либо как велосипедные колеса. Затем спицы заменил диск из прочного металла с надетой на обод колеса резиновой пневматической (накачанной воздухом) шиной. Такая шина сглаживает толчки при движении по неровной дороге.
Для лучшего сцепления с дорожным покрытием на поверхность шины нанесен «рисунок» (протектор) — выступы и углубления различной формы и размеров.
Съемную шину с внутренней камерой в 1895 г. изобрели братья Эдуар и Андре Мишлены. Колесные диски бывают штампованные стальные, литые из алюминиевых сплавов и легкосплавные кованые.
Автомобили стали обозначать колесной формулой, где первая цифра — число колес, а вторая — число ведущих колес. Обозначение 4×4 свидетельствует о том, что перед нами полноприводной автомобиль — все четыре колеса ведущие.
Запись 4×2 говорит, что это обычный автомобиль с ведущими задними либо передними колесами. В 1923 г. появился первый трехосный автомобиль с двумя ведущими осями.
Это был «Рено» с колесной формулой 6×4. А советский ЗИЛ-157 имеет колесную формулу 6×6 — все три оси ведущие.
Для того чтобы уменьшить скорость движения автомобиля, остановить его, а также удержать на месте во время стоянки, нужна тормозная система.
Она состоит из рабочего и стояночного тормозов.
Первые тормоза, так называемые башмаки, прижимались к колесной шине посредством рычага.
Чтобы затормозить автомобиль, водитель должен был приложить немалые усилия, поэтому устанавливали длинные рычаги.
В 1902 г. Луи Рено изобрел барабанные тормоза, а Ф. Ланчестер — дисковые.
Изобретение Рено прижилось сразу.
В 1914 г. на автомобили «Пежо» их стали ставить уже на все четыре колеса.
А про дисковые тормоза Ланчестера «забыли» на пятьдесят лет. С 1952 г. их стали устанавливать на спортивных автомобилях, а через несколько лет и на остальных. В 1958 г. дисковые тормоза установили на передних колесах «Ситроен DS19».
Со временем появились и вентилируемые диски.
За тормозной системой нужно постоянно следить, ведь от нее зависит безопасность всех участников дорожного движения.