Некоторые итоги

В первой трети двадцатого столетия автомобиль становится признанным средством передвижения. Появляется и стремительно растет сеть автосервисов, бензоколонок, все больше строится хороших дорог, устанавливаются светофоры и дорожные знаки.

Автомобиль признается довольно надежным и достаточно быстрым средством передвижения и перевозки грузов не только в населенных пунктах, но и между городами, и в сельской местности. Значительная часть пассажиров стала предпочитать автомобильный транспорт железнодорожному (где поезда в то время по-прежнему тянули паровозы).

Именно поэтому и стали называть эти годы золотым веком автомобиля.

Наконец, в эти времена окончательно оформилась «классическая» компоновка, или схема автомобиля. Рядный, или V-образный, двигатель с числом цилиндров от 4 до 16 располагался впереди под длинным капотом.

Такой вытянутый капот даже стали называть «аллигаторным». В блоке с двигателем устанавливается сцепление и коробка передач.

От коробки передач усилие передается на заднюю колесную ось карданным валом, а не цепной или ременной передачей.

Механизмы крепятся к штампованной стальной раме, покоящейся на листовых рессорах.

А вот какие механизмы устанавливаются на автомобиль, узнаем в следующих рассказах. Попробуем также рассмотреть, как развивался автомобиль в своем третьем, дизайнерском, периоде.

«Отцами автомобиля» считаются немецкие инженеры Карл Бенц и Готлиб Даймлер, создавшие независимо друг от друга первые «самоходные экипажи» с бензиновым двигателем внутреннего сгорания.

Идею автомобиля подхватили и стали развивать в других странах. Очень скоро появился первый французский автомобиль «Панар-Левассор» (1890), в США — автомобиль братьев Дюреа (1893), в Англии — автомобиль Л анчестера (1895), итальянский «Фиат» (1899), японский автобус Иошиды (1905).

В России первый автомобиль — французский «Панар-Левассор» — увидели в 1891 г., а в 1896 г. появился и первый русский автомобиль Евгения Яковлева и Петра Фрезе.

Изобретатели вносили каждый что-то новое в развитие автомобилестроения.

Граф де Дион-Бутон, например, был горячим энтузиастом и популяризатором автомобиля.

Эмиль Левассор придумал «классическую» теперь компоновку автомобиля: двигатель впереди под капотом, задние колеса — ведущие. Генри Лиланд внедрил принцип унификации в автомобилестроении, а Генри Форд создал первый автомобильный конвейер; Ситроен первым начал массовый выпуск автомобилей с передним приводом.

Русские автомобили Ивана Пузырева и «Руссо-Балты» отличались повышенной надежностью.

А русский инженер Борис Луцкой стоял у истоков такой знаменитой марки, как «Мерседес».

Многие найденные им инженерные решения до сих пор применяются в автомобилестроении.

В первой трети двадцатого столетия существовало множество марок автомобилей разных стран: одни, как «Делонэ-Бельвиль», «Роллс-Ройс», «Минерва», «Мерседес» или «Майбах», были автомобилями высшего класса, отличались повышенным качеством и комфортабельностью; другие — «Де Дион-Бутон», «Остин», «Ситроен», «Форд» — были рассчитаны на массового покупателя.

Не все из этих марок дожили даже до конца 30-х гг. двадцатого столетия, но некоторые фирмы существуют и поныне («Пежо», «Рено», «Опель», «Ауди», «Шевроле» и другие).

И тем не менее это время (20-30-е гг. XX в.) называют золотым веком автомобиля. В это время автомобильный транспорт становится надежным, признанным и, в общем-то, массовым средством передвижения.

Для многих людей он становится предпочтительнее железнодорожного. Развитие автотранспорта повлекло за собой разработку правил дорожного движения и строительство сети хороших шоссейных дорог.

Автомобиль, появившийся в далеком 1886 г., за 125 лет прошел большой путь — от неуклюжей «повозки с моторчиком», двигавшейся со скоростью всего лишь 15 км/ч, до скоростного и комфортабельного транспортного средства.