Первые автогонки

С тех пор так и повелось: автопробеги и гонки стали испытательным полигоном для новых моделей и одновременно рекламой для устроителей, извлекавших из этого выгоду. Инициатива в проведении соревнований на автомобилях принадлежит французам. Точнее, издателям-газетчикам, увеличивавшим за счет этого свои тиражи.

В 1887 г. во Франции был объявлен первый 32-километровый пробег, на который явился один-единственный участник.

Это был граф Аль-бер де Дион на трехколесном паровике. В 1894 г. состоялся пробег по маршруту Париж-Руан.

А это 126 км! Расстояние нужно было пройти не более чем за 12 часов.

На старт выехали 14 бензиновых и 7 паровых экипажей.

До финиша в Руане добрались только 2 паровика и 13 бензиновых автомобилей.

Средняя скорость участников составила 20 км/ч. Первым пришел паровой экипаж «Де Дион-Бутон». Но победу присудили пришедшим следом двум автомобилям «Пежо».

Судьи объяснили, что в этих соревнованиях главным была не скорость, а прочность машины и удобство езды.

А паровой тягач с прицепом для пассажиров «Де Дион Бутон» — слишком громоздок.

Летом 1895 г. были проведены автогонки по маршруту Париж-Бордо-Париж, — уже 1150 км! Большинство паровых и электрических автомобилей сошли с дистанции, например паровик графа де Диона смог добраться только до Бордо.

Победителями стали 8 бензиновых автомобилей.

Первым пришел Эмиль Левассор на двухместной машине «Панар-Левассор». Весь путь он проделал за 48 часов 48 минут со средней скоростью свыше 24 км/ч. Выйдя после финиша из машины, Э. Левассор произнес знаменитую фразу: «Это было безумие!

Я несся под тридцать километров в час!» На этих соревнованиях бензиновые автомобили доказали всем свое превосходство над паровыми. Считается, что именно с этой гонки начался автомобильный спорт.

В 1896 г. для проведения гонки Париж-Марсель-Париж (1720 км) автомобили разделили на категории по массе и размеру. В 1898 г. под Петербургом состоялись первые автогонки в России.

Начиная с 1907 г., в нашей стране уже проводятся международные соревнования. В 1906 г. проходит первая кольцевая гонка во французском городе Ле-Ман — Гран-при («большой приз») Франции.

Позже такие гонки начали проводить в других странах, ив 1950 г. они превратились в чемпионат мира «Формулы-1». Наконец, в 1912 г. русский журналист Андрей Нагель (1877-1956) на двухместном спортивном автомобиле «Руссо-Балт» С24/58 «Монако» впервые участвовал в международных ралли в Монте-Карло.

Наш гонщик занял 9 место в абсолютном зачете, завоевал первый приз за выносливость авто и первый приз маршрутов.

Ведь для участия в гонках он проехал 3950 км от Санкт-Петербурга до Монако. В 1921 г. в Ле-Мане был проведен Гран-при Франции.

Через два года там же начали проводить знаменитую 24-часовую гонку на выносливость, что стало серьезным испытанием автомобилей на прочность и надежность. Гран-при стали организовывать в Испании, Германии, Великобритании и с 1929 г. — в Монако.

В 1928 г. появились гонки «Свободной Формулы», в которой одновременно могли участвовать самые разнообразные автомобили.