РАЗИПП и «Руссо-Балт»

В 1910 г. юрист Иван Петрович Пузырев (1868-1914) основал в Петербурге Русский автомобильный завод И. П. Пузырева (РАЗИПП), на котором хотел организовать производство исключительно российских автомобилей. То есть рабочие и инженеры должны были выпускать рассчитанные на российские условия автомобили, собранные из частей и деталей, изготовленных из отечественных материалов.

В то время о создании автомобильного завода в России даже и не мечтали. За три года (1911-1914) из ворот завода вышли 38 образцов: от семиместных лимузинов до спортивных моделей.

Начинать серийное производство, не имея заказов, было невозможно.

Модель «Пузырев А28/40», т. е. 40 л. е., с кузовом «Торпедо» (1912) имела повышенный запас прочности.

На ней И. Пузырев совершил пробег из Петербурга в Париж и обратно без единой поломки в пути! После его смерти завод производил двигатели по заказу военного ведомства.

Современники называли И. Пузырева «русским де Дионом» — такой же страстный энтузиаст автомобилестроения, он первым построил в России автозавод!

На Русско-Балтийском вагонном заводе (РБВЗ) в Риге, выпускавшем вагоны и самолеты Сикорского, с 1909 по 1915 г. построили более 600 автомобилей различных моделей, считавшихся в то время самыми надежными.

Большинство из них, в т. ч. и бронеавтомобили, поступало в Русскую армию. Модель С24/30 производили с 1909 по 1912 г. с различными типами кузовов на 4-6 мест.

На машину устанавливали 4-цилиндровый рядный двигатель мощностью 30 л. с. При массе около 1900 кг автомобиль развивал скорость 75 км/ч. Меньший по размерам «Руссо-Балт К12/24» (1911-1915) при мощности 24 л. с. с 4-5 пассажирами двигался со скоростью 70 км/ч. С 1913 г. начался выпуск модели С24/40 — лучшей из «Руссо-Балтов».

В 1915 г. во время войны автомобильный отдел завода эвакуировали в Москву и Петроград, где до конца 1917г.

еще велась сборка из готовых деталей. Затем до 1919 г. автомобили только ремонтировали.

К сожалению, в дальнейшем выпуск «Руссо-Балтов» в промышленном объеме не производился.