Смена приоритетов

В США у производителей на первом месте стояла внешняя привлекательность автомобиля, а вкусы и предпочтения покупателей были непостоянны и изменчивы, как любая мода. В соответствии с этим менялись формы кузовов, причем изменения не были обусловлены улучшением аэродинамики, ходовых качеств или рационализации компоновки. Наоборот, все эти хромированные украшения, высокие хвосты-кили, огромные панорамные ветровые стекла были им только в ущерб и ослабляли жесткость конструкции.

И самое существенное — каждая новая модель становилась все длиннее, тяжелее, мощнее, прожорливее и соответственно дороже. Правда, в этом постоянном стремлении делать машины все больше и продавать их все дороже оказался и технический плюс.

На машины стали ставить АКПП, магнитофоны и кондиционеры, двигатели стали мощнее и приемистее, подвеска — мягкой, сиденья — удобными. Из множества американских автофирм осталось только четыре гиганта — «Большая детройтская тройка» и «Америкэн моторе» (появилась в 1954 г.), остальные не выдержали конкуренции.

Эти четыре компании продолжали политику выпуска «навороченных» и дорогих моделей, поэтому в США возникло новое, непривычное для этой страны явление — с 1970-х гг. американцы стали все чаще покупать меньшие размерами (и что существенно — ценой) европейские, а затем и японские автомобили.

Габариты и продажная цена этих моделей являлись следствием ограниченной (по сравнению с США) покупательной способностью населения европейских стран и более тесной, чем в Америке, планировкой городов. Европейские автопроизводители, конечно же, выпускали и большие машины, но спроса на них было немного.

Поэтому главным для европейского автопрома стало создание компактных и легких моделей, которые часто называли «народными автомобилями».