Супермарафоны

В 1907 г. состоялся первый международный супермарафон по маршруту Пекин — Париж. Стартовало полтора десятка машин.

До финиша дошли лишь четыре. Первым прибыл итальянский князь Бор-гезе на «Итале», через 20 дней — француз Шарль Го-дар на голландском «Спайкере» и два бензиновых «Де Диона».

Гчэнка прошла через Северный Китай, Монголию, Россию, германию.

Наиболее технически подготовленной оказалась «Итала-34/45СУ». На ней стоял карданный привод, а не цепь, как на других.

4-цилиндровый 7-литровый двигатель в 45 л. с. позволял развивать скорость до 90 км/ч. «Итала» сразу же вышла в лидеры пробега.

Супермарафон Пекин — Париж длиной в 16 тыс. км стал прообразом такого вида соревнований, как ралли-рейды. Через год состоялся самый длительный автопробег по двум континентам: Нью-Йорк — Париж.

Из-за необычайно снежной зимы маршрут соревнований, который должен был пройти через Аляску и замерзший Берингов пролив в Россию, изменили. Из Калифорнии машины перевезли морем в Японию, а после пробега по Японии — во Владивосток.

Старт был дан 12 февраля, а первый автомобиль — немецкий «Протос» — финишировал 26 июля 1908 г. Из шести участников до финиша дошли трое.

Но победителем стал пришедший вторым (30 июля) американский экипаж на автомобиле «Томас Флайер-DX». «Протос» же оштрафовали за нарушение правил гонки. В 1965 г. по мотивам пробега Нью-Йорк — Париж была снята кинокомедия «Большие гонки».

Следующий супермарафон (по маршруту Лондон — Сидней) состоялся через…

60 лет, в 1968 г.