Трофи и автотриал

Трофи — это соревнование на внедорожниках (иногда грузовиках, специальных мотоциклах, реже на легковых автомобилях) по пересеченной местности. К этому виду относятся, например, трофи-рейды.

Для трофи организаторы выбирают маршруты с плохими для езды условиями (болота, реки, непроходимые леса, заснеженные территории или любой другой тип бездорожья). Поэтому, несмотря на то, что соревнования проводятся на время, гонщики проходят трассу в медленном режиме.

В основном все соревнования состоят, как и в других дисциплинах, из нескольких спецучастков, автомобили выпускаются по одному.

Победителем становится тот, кто пройдет дистанцию за меньшее время.

Спецучастки бывают линейные и навигационные — проводятся в виде ориентирования.

В экипаж могут входить более двух человек, чтобы иметь возможность преодолеть тяжелые препятствия, когда приходится применять специальные средства: лопаты, самодельные помосты, лебедки, канаты и др. На соревнованиях такого рода часто выигрывает тот, кто просто преодолел все препятствия, так как остальные так и не смогли этого сделать. Поэтому участники трофи продвигаются вперед медленно и аккуратно.

Эти соревнования так сложны и опасны, что на трофи-рейдах не редка и взаимовыручка даже среди прямых конкурентов.

Соревнования на преодоление практически непроходимых, очень коротких, часто специально подготовленных трасс называются «автотриал». Зрителям особенно интересен трактриал — соревнование на грузовиках.

Скорость прохождения трассы минимальна, главная цель — преодолеть все препятствия. Существуют, однако, грузовые автомобили, которые строят для установления рекордов скорости.

Так, в 1991 г. грузовик «Шоквейв» достиг скорости 605 км/ч. Ничего удивительного в этом не было — ведь на нем стояли три самолетных реактивных двигателя.

Основная же масса грузовиков — это незаменимые помощники и неутомимые труженики.

Автоспорт зародился практически сразу после появления автомобиля.

И с момента возникновения автопробеги и гонки стали испытательным полигоном для новых моделей, служили для популяризации автомобильного транспорта. В 1894 г. состоялся пробег на 126 км по маршруту Париж-Руан.

Средняя скорость участников составила 20 км/ч. А летом 1895 г. — автогонки Париж-Бордо-Париж, уже на 1150 км. Первым пришел Эмиль Левассор на двухместном «Панар-Левассор». Выйдя после финиша из машины, произнес: «Это было безумие!

Я несся под тридцать километров в час!» Первые соревнования в России состоялись под Петербургом в 1898 г. А в 1906 г. во французском городе Ле-Мане прошла первая кольцевая гонка. В 1950 г. кольцевые гонки превратились в чемпионат мира «Формулы-1». Наряду с гонками в начале двадцатого столетия проводились и супермарафоны: в 1907 г. — по маршруту Пекин-Париж (16 тыс. км), в 1908 г. — самый длительный автопробег по двум континентам: Нью-Йорк — Париж.

Гонки побудили конструкторов начать разработку улучшенных конструкций автомобилей.

К началу 1940-х гг. автоспорт разделился на множество видов. Основной вид соревнований — это кольцевые гонки — кузовные и на автомобилях с открытыми колесами (различные «Формулы»).

Самыми зрелищными являются соревнования «Формулы-1» — «королевы автоспорта». На кольцевых трассах проводятся также соревнования по автокроссу, т. е. гонки по бездорожью.

Кроме того, существуют соревнования по незамкнутым трассам — ралли и ралли-рейды. Также проводятся соревнования по преодолению тяжелых и почти непроходимых трасс — трофи и автотриал, гонки на ускорение по прямой — драгрейсинг.

Побеждает пилот, показавший минимальное время разгона на заданной дистанции (обычно на четверть мили, т. е. 402 м). Проводятся и соревнования на точность и зрелищность управления автомобилем в боковом скольжении — дрифт.

Кроме того, существует картинг — кольцевые гонки на маленьких и простых гоночных автомобилях. Картинг является идеальным видом спорта для начинающих гонщиков.

Многие знаменитые автогонщики (тот же Михаэль Шумахер) начинали свою спортивную карьеру именно с картинга.

Наконец, в историю автомобиля вписано немало рекордов скорости. Первый рекорд — 63 км/ч — был установлен в 1898 г. Гастоном де Шасслу-Лоба на… электромобиле.

А первый шоссейный рекорд скорости на автомобиле с двигателем внутреннего сгорания установил Камилл Женатци в 1899 г. Абсолютный же рекорд наземной скорости был установлен в 1997 г. в пустыне Блэк-Рок (США). Летчик-истребитель Энди Грин на машине «Траст SSC» с реактивными двигателями разогнался до скорости 1227 км/ч, преодолев звуковой барьер!