Этот вид пассажирского транспорта очень важен в больших городах, поскольку совершенно не загрязняет воздух. Троллейбус — это, по сути, автобус с электрическим двигателем.
Электроэнергию он получает от подвешенных на столбах проводов.
Первый троллейбус создали в Германии, и там же в 1882 г. компания «Сименс» открыла первую линию в предместье Берлина. В том же году в США Шарль Ван Депуле запатентовал «троллейбусный ролик» для снятия напряжения с электрических проводов.
Отсюда и название «троллейбус». В 1909 г. была испытана система съема электроэнергии Макса Шиманна, с многочисленными изменениями дожившая до наших дней.
В России первый троллейбус испытали в 1902 г. в Петербурге, затем троллейбусные маршруты появились в Москве.
Производство советских троллейбусов ЛК-1 началось в 1933 г. Выпускались даже грузовые троллейбусы — троллейвозы. В 1939 г. по Москве ходили двухэтажные троллейбусы.
Но они не прижились — для их работы нужно было выше поднимать контактную сеть. К началу XXI в. развитая троллейбусная сеть осталась только в России и некоторых бывших республиках СССР.
В других странах есть лишь единичные троллейбусные системы. В Бостоне (США) и в двух городах Японии действует система подземного скоростного троллейбуса — своеобразный метрополитен.
Других троллейбусных систем в Японии не осталось.
Троллейбус используется преимущественно в городах, однако существует и междугородный троллейбус. В Крыму на троллейбусе можно проехать по маршруту Симферополь — Ялта и Симферополь — Алушта.
Крымский троллейбус — самая длинная (86 км) троллейбусная система в мире.
Кстати, еще бывают учебные, служебные, экскурсионные троллейбусы. Троллейбусная экскурсия традиционно проводится по Санкт-Петербургу.
Троллейбус, как и автобус, можно переоборудовать в передвижную ремонтную мастерскую или лабораторию.
Грузовые автомобили и автобусы выполняют те виды работ, которые уже не под силу легковым автомобилям.
На грузовиках перевозят различные материалы и товары, на автобусах — пассажиров в количестве больше восьми человек (на некоторых — до 300!). Первый грузовик с бензиновым двигателем грузоподъемностью 1,5 т был выпущен в 1896 г. на заводе Г. Даймлера.
Первый русский грузовик конструкции Б. Луцкого в 1900 г. был отмечен серебряной медалью на Всемирной выставке в Париже. Весившая 3,5 т машина с грузом в 5 т могла развивать скорость до 11 км/ч. К началу 1920-х гг. автомобили для перевозки грузов уже начали вытеснять гужевой транспорт.
С появлением контейнеров и автомобилей-контейнеровозов грузовые машины стали использовать и на дальние расстояния.
По грузоподъемности грузовые автомобили делят на малые (до 1 т), средние (до 5 т) и большие (свыше 5 т). У некоторых машин грузоподъемность может достигать 400 т! Первоначально грузовики были машинами с грузовой платформой. Затем платформу оснастили откидывающимися боргами.
Такой кузов можно накрыть тентом для защиты груза от непогоды.
В настоящее время существуют и грузовики-фургоны, и грузовики-цистерны для перевозки жидких и сыпучих материалов. Песок и щебень перевозят самосвалы, то есть грузовики с саморазгружающимся кузовом.
Для перевозки грузов в прицепах и полуприцепах применяются седельные тягачи.
Таким способом можно за один раз перевезти больший по весу груз, чем на грузовой платформе.
На шасси грузовика можно смонтировать различное оборудование — получатся мобильные и очень полезные машины: автокраны, погрузчики, подъемники и вышки для выполнения различных специализированных работ. Современные автобусы для перевозки пассажиров могут быть самых разных размеров — от маленьких маршруток до тридцатиметровых сочлененных гигантов.
По улицам Лондона традиционно ходят двухэтажные автобусы. Существует несколько типов автобусов: городские, пригородные, туристические, междугородные.
Бывают специализированные автобусы — школьные, вахтовые и др. Экологически чистым видом городского пассажирского транспорта является троллейбус — «автобус с электродвигателем».
Они также бывают сочлененными для перевозки большого количества людей.
А например, в Японии действует подземный троллейбус. Такое вот безрельсовое метро.