Эти и другие интересные сведения приводятся в книге Юрия Долматовского «Автомобиль за 100 лет», вышедшей в 1986 г. Здесь мы также узнаем, что второй, инженерный, период — двадцатилетие между мировыми войнами — еще называют золотым веком автомобиля. Для кого же он был золотой?
Да буквально для всех. Для водителей, поскольку количество машин еще не достигло нынешнего уровня, а скорости еще не были так велики.
В автогонках мог участвовать любой желающий, а улицы городов еще не знали такого явления, как «пробки».
Для пешеходов: при низких скоростях последствия ДТП не были столь трагическими, а количество выхлопных газов еще не создавало угрозу экологии. Производители внедряли и расширяли массовое конвейерное производство, дилеры-продавцы осваивали рынки сбыта, автосервис — ремонт.
Век был золотым и для инженеров-конструкторов.
Они увлеченно работали над тем, чтобы сделать автомобиль хорошей и надежной транспортной машиной. В эти годы возникло большое количество новых фирм-производителей.
Одни, как известные «Роллс-Ройс», «Изотта-Фраскини», «Испано-Сюиза» и «Бугатти», старались создавать дорогие, комфортабельные автомобили, зачастую являвшиеся не только олицетворением достижений инженерной мысли и качества производства, но и произведениями искусства.
Здесь можно вспомнить «Май-бах Цеппелин».
О других марках сейчас знают меньше.
Например, бельгийская «Минерва» строила автомобили, ставшие в те годы основными конкурентами «Роллс-Ройса». И выбор покупателей зачастую был не в пользу последнего.
В США каждый автомобиль «Дюзенберг J» (1931) и «Дю-3en6eprSJ» (1935) производился индивидуально, машины стоили неимоверно дорого и считались в 1930-е гг. самыми престижными автомобилями Америки. На роскошных лимузинах «Паккард Твин-Сикс» (1916-1923) ездили президент США и руководители других государств.
Позже в Советском Союзе эта модель стала основой для разработки представительских ЗИСов и ЗИЛов для высших руководителей страны.
Американский «Пирс-Эрроу Сильвер Эрроу», на десяток лет опередивший свое время, получил прозвище «автомобиль-мечта» 1933 г. Он стал примером применения достижений аэродинамики в автомобилестроении. Кстати, об аэродинамике.
О ней мало кто думал, создавая кузова автомобилей, пока скорость последних не достигла 100 км/ч и на преодоление сопротивления воздуха не стало расходоваться до 3/4 мощности двигателя. Здесь не последнюю роль сыграли авиастроители, занимавшиеся параллельно и автомобилями.
Им же, как и БМВ, принадлежат достижения в создании мощных двигателей для скоростных машин. Например, двигатели Биркигта ставили и на самолеты, и на автомобили.
Большинство же компаний все-таки ориентировались на массового потребителя. Если не считать Г. Форда за океаном, уже создавшего и успешно производившего свой «Форд-Т», то автостроители Европы в эти годы были заняты поисками недорогой, но и не слишком упрощенной конструкции «для всех», которая бы удовлетворила самые широкие слои потребителей.
Это удалось совершить после Второй мировой войны, когда появился «народный автомобиль», но это уже отдельный рассказ.