По грузоподъемности все грузовые автомобили делят на малые (до 1 т), средние (до 5 т) и большие (свыше 5 т). Максимальная грузоподъемность может достигать 400 т! Самые массовые, компактные и легкие — развозные грузовики (пикапы считаются их разновидностью). Полная масса таких грузовичков не более 3,5 т, грузоподъемность — 1,5 т. Их часто оснащают цельнометаллическим кузовом типа фургон со сдвижными боковыми дверями грузового отсека и распашными задними.
Тогда они внешне похожи на микроавтобусы без боковых и задних окон. На грузовиках, предназначенных для перевозки груза весом до 5 т, можно встретить разные кузова.
Ведь грузовики — это не только машины с грузовой платформой, у которой откидываются борта.
Просто такой кузов был самым первым.
Сверху его можно закрыть тентом от дождя, а вместо грузовой платформы смонтировать фургон, холодильную установку, цистерну для бензина, питьевой воды, молока. Бывают даже цистерны для перевозки живой рыбы.
Есть цистерны и для сыпучих материалов — например цемента или муки.
А для песка и щебня лучше использовать самосвал, то есть грузовик с саморазгружающимся кузовом.
Разнообразны и специальные грузовики, предназначенные для выполнения многих задач: автокраны, погрузчики, подъемники, пожарные автомобили, телескопические автолестницы.
Для разъездной торговли служат автолавки, для отдыха или походов — автокемперы. Чистоту на улицах и автомагистралях поддерживают уборочные автомобили, а зимой — снегоочистители.
Городские телефонные и электросети, трубопроводы и другие коммуникации помогают содержать в исправности автолаборатории и передвижные мастерские. Самая разная техника на базе грузовых автомобилей применяется при строительстве зданий, прокладке кабелей и ремонте дорожного покрытия.
Опасные ядовитые и легковоспламеняющиеся грузы перевозят специализированные грузовики средней грузоподъемности. Наконец, к грузовым автомобилям большой грузоподъемности относятся тягачи, перевозящие грузы в составе автопоездов, и карьерные самосвалы.